От Dimas Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К Архив Информация о пользователе
Дата 19.12.2018 10:52:28 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Прочее; Современность; Матчасть; Игнорировать ветку Найти в дереве

[2Dimas] продолжая об апл "К-3" ....

https://rg.ru/2018/12/18/vladimir-dorofeev-perspektivnye-podlodki-stanut-modulnymi.html

От К-3 и "Щуки" до "Ясеня" и Хаски

На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "Российской газете" отвечает генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев.

"..Ветераны подплава и судостроители уже не первый год предлагают превратить первую советскую АПЛ в музей. Было сообщение, что "Малахит" разработал предварительный проект такого переоборудования ценою в 500 млн рублей. Где и как скоро такой музей может быть открыт? От чего это зависит? Какое участие в судьбе К-3 принимает КБ-проектант?

Владимир Дорофеев: Начиная с 1988 года, когда "Малахиту" было поручено проработать возможности сохранения атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" в качестве корабля-музея, мы неоднократно поднимали вопрос музеефикации на различных уровнях. Изначально рассматривалось несколько городов для установки корабля-музея: Ленинград, Кронштадт, Северодвинск и Североморск. Теперь, после обращения "Малахита" к председателю Комитета Государственной думы по обороне генерал-полковнику Владимиру Шаманову, нами получен ответ, что местом размещения музея определен филиал парка культуры и отдыха "Патриот" Северного флота в Мурманске.

Конечно, сложностей много. В первую очередь - это вопросы финансирования. Но мы верим, что совместные усилия Министерства обороны, Объединенной судостроительной корпорации, "Малахита", предприятий промышленности, общественных организаций увенчаются успехом. И в России, как в США и Франции, будет такой памятник-музей. Тем самым воздадим должное создателям первой в нашей стране АПЛ и тем, кто в разное время на ней служил. ....."


>>из газеты "Мурманский вестник" от 15.01.2013 ...
>> http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201301154
>>
>>"...Со стапельной плитой есть, как говорят в обиходе, одна заморочка. Постановке на нее «Лепсе» отчасти мешает атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Первенец отечественного атомного подводного флота находится на стапельной плите на территории СРЗ «Нерпа» с 2005 года. Атомоход по-прежнему числится за минобороны. А значит, и решать его судьбу должно военное ведомство. Да пока, похоже, сохранением АПЛ для потомков обеспокоены только судоремонтники. До того момента, когда найдутся деньги на переоборудование подлодки в памятник-мемориал, необходимо хотя бы обеспечить ее безопасную стоянку на воде. Сейчас спустить корабль на воду не представляется возможным. После вырезки реакторного отсека (он уже находится в пункте длительного хранения в Сайда-губе) и замены его безопасной в радиационном отношении вставкой корпус лодки остается разделенным на три части.
>>
>>На так называемую конвертовку и подготовку лодки к спуску на воду требуется менее 50 миллионов рублей. Деньги, скажем прямо, не такие и большие. Для сравнения - гособоронзаказ для флота составляет 7-9 миллиардов рублей ежегодно. «Нерпа» и дальше готова держать лодку у причала. Но со стапелей ее необходимо снять. Ведь уже сейчас на предприятии ощущается нехватка стапельных мест.
>>
>>В последнее время вопрос еще более обострился. В 2014 году на стапель должна быть поставлена ПТБ «Лепсе». А это, что называется, всерьез и надолго. Потребуется строить специальное укрытие... В общем, «Ленинский комсомол» всему этому помеха. Аркадий Оганян, правда, подчеркнул, что не хотел бы связывать напрямую два проекта. Но факт остается фактом: и без того загруженная до предела стапельная плита предприятия после выделения места под проблемную плавтехбазу рискует превратиться в этакую автопарковку в центре города в час пик.
>>
>>Время до 2014 года вроде бы еще есть, но следует учесть, что, во-первых, уже к осени этого года на стапеле должны начаться подготовительные работы к утилизации «Лепсе». А во-вторых, конвертовка самой подлодки займет около полугода. Иначе говоря, начинать ее надо уже сейчас. А денег, повторюсь, от минобороны так и нет.
>>
>>- Последние три года в судьбе К-3 было какое-то затишье. В июле мы попросили Росатом помочь нам решить проблему с министерством обороны, - сообщил Аркадий Оганян. - К сожалению, все письма, которые мы до этого направляли в оборонное ведомство, не дали никакого результата. Между тем мы не просим дать нам денег на создание музея. Сейчас необходимо просто сохранить К-3. Каждый раз, когда я прихожу на стапель по производственным делам и вижу, как она стоит ко мне носом и смотрит на меня, я чувствую укор. Для каждого судоремонтника очень обидно, что мы никак не можем сохранить первую атомную подводную лодку и тем самым - память обо всех моряках-подводниках, которые отдали жизнь за то, чтобы рос и процветал наш атомный подводный флот. Государство должно повернуться лицом к этой проблеме. Всего-то и надо сорок с небольшим миллионов рублей."
>
>Опубликовано: «Мурманский вестник» от 18.07.2015
> http://mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201507186
>
>Совсем скоро первая отечественная атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» вернется в родную стихию, освободив стапельную плиту судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске, которую занимала последние десять лет. Отправить К-3 на переплавку или переоборудовать в музей - решение относительно судьбы легендарной субмарины за эти годы не раз менялось из-за отсутствия финансов. Но теперь получены деньги, и работы по подготовке ее спуска на воду набирают обороты.
>
>Окончательное решение было принято еще в конце 2013 года, только 43 миллиона рублей на первый этап преобразований Министерство обороны выделило совсем недавно. Но представители завода, ветераны-подводники и просто неравнодушные люди полны оптимизма, ведь дело сдвинулось с мертвой точки.
>Директор СРЗ «Нерпа» Аркадий Оганян может долго рассказывать о том, в какие только инстанции ни обращался, чтобы добиться финансирования, не дав превратить лодку в металлолом.
>- Эту информацию мы довели и до сведения правительства области. Затем от имени губернатора Марины Ковтун министру обороны Сергею Шойгу было направлено письмо с просьбой о финансировании первого этапа работ по формированию музея К-3. Также Марина Васильевна просила рассмотреть вопрос размещения подлодки в акватории Кольского залива по соседству с первым атомным ледоколом «Ленин», - говорит директор СРЗ.
>Сейчас уже получен ответ от Сергея Шойгу, в котором он дает согласие на размещение музея в Мурманске. Но вот будет он рядом с «Лениным» или субмарине подыщут другое место стоянки - пока нет ясности. Впрочем, говорить о скором появлении музея не стоит. Пока стартовал только первый этап работ. Лодка разрезана на две части, а ее «атомное сердце» находится на полигоне длительного хранения в Сайда-губе.
>
>Чтобы вернуть АПЛ первозданный вид, на заводе уже воссоздают макет энергоотсека, который будет соединен с носовой и кормовой частями. Судоремонтники к этому заданию отнеслись с большим интересом.
>- В нашем цехе мы формируем элемент прочного корпуса, который будет вставлен между частями лодки. В этой работе ничего нового для нас нет, но особенной ее делает сам статус подлодки. Вроде бы задачи привычные, а цель - новая. Созданием музея завод еще не занимался, - говорит потомственный судоремонтник, замначальника корпусного цеха Дмитрий Каплан. - Очень приятно осознавать, что легендарный корабль, который долгое время планировали просто порезать на металлолом, мы сейчас готовим к тому, чтобы он мог стать частью культурно-исторического наследия. Созидать всегда приятнее, чем разрушать. А если все получится и К-3 действительно станет музеем, думаю, все сотрудники завода будут испытывать особую гордость от того, что причастны к этому.
>Но если активность в цехе - дело привычное, то движение на стапельной плите возле К-3 после стольких лет бездействия кажется чем-то необычным. Облачившись в защитные костюмы, рабочие переносят и отмывают балласт, сваривают леерное ограждение.
>
>- Герметизация лодки, формирование единого корпуса - самое сложное на данном этапе, но к осени этого года мы планируем завершить первый этап работ, - продолжает Аркадий Оганян. - После этого мы спустим лодку на воду, и она будет находиться в акватории нашего завода до того момента, пока не появится проект музея. На его разработку сумма понадобится относительно небольшая, а вот для реализации нужно снова искать спонсоров. Ориентировочный расчет проектант К-3 - Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» - делал лет восемь назад, и уже тогда на преобразование подлодки в музей требовалось около 500 миллионов рублей. С учетом нынешних условий и цен эта сумма выросла почти вдвое.
>Такие огромные деньги нужны для реализации большого списка работ. Всем механизмам лодки необходимо вернуть первозданный вид. Должен быть освобожден основной проход из отсека в отсек для удобства посетителей, нужно восстановить жилые каюты, центральный пост, изготовить макет реактора. А еще придется прорезать в носовой и кормовой части выходы. Ведь не станут же посетители музея проникать в него через люк. Доковые операции, демонтаж и установка оборудования тоже обходятся недешево.
>На заводе рассчитывают справиться со всем этим года за полтора-два. Но вот ожидание денег может серьезно затянуться. Уж если поиск 43 миллионов длился не один год, что говорить о сумме почти в миллиард рублей.
>
>Тем не менее ждать своего часа, покинув стапельную плиту, «Ленинский комсомол» сможет долго. Важно, что подлодка скоро освободит место. Ведь по соседству с ней в прошлом году поселилась плавтехбаза «Лепсе». Она не вытеснила АПЛ, как думали многие, но заняла последнюю свободную площадку. А уникальная операция по утилизации плавучего хранилища радиоактивных отходов должна завершиться только в 2017 году. Сразу два столь масштабных и долгосрочных проекта стали бы серьезно сдерживать производственную программу.
>- Но, добиваясь финансирования, мы не столько настаивали на необходимости освободить стапельное место, сколько на решении вопроса о дальнейшей судьбе К-3. Раз так сложилось, что последнее пристанище она обрела на нашем заводе, мы должны нести за нее ответственность, - считает Аркадий Алексеевич. - Нам всегда важен результат своего труда. Наша основная задача - ремонт подводных лодок. И самый счастливый момент для нас - когда корабль уходит из акватории завода своим ходом.
>
>





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100