От 141 Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К All Информация о пользователе
Дата 19.03.2020 13:21:38 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Администратору; Современность; Игнорировать ветку Найти в дереве

С днем подводникка

https://vdvsn.ru/articles/society/severnaya-nedelya-pobyvala-na-samoy-bolshoy-atomnoy-podvodnoy-lodke-rossiyskogo-vmf-dmitriy-donskoy/
«Северная неделя» побывала на самой большой атомной подводной лодке российского ВМФ «Дмитрий Донской»

Оксана Козицына 17 Марта 2020

«Северная неделя» побывала на самой большой атомной подводной лодке российского ВМФ «Дмитрий Донской» АПЛ «Дмитрий Донской». Фото Оксаны Козицыной
Вы знаете, что у подводников есть своя «Катюша», что в их ежедневном рационе должны быть красное вино, шоколад и красная икра? Про то, что в походах моряков могут сопровождать аквариумные рыбки, а вот канарейки нагрузок не выдерживают? А про то, что на день рождения членов экипажа кок на подводной лодке обязательно печёт торты?

В преддверии Дня подводника, который отмечается 19 марта, «Северная неделя» побывала на самой большой атомной подводной лодке российского ВМФ «Дмитрий Донской».

Расспросили не только о решении поставленных государством задач, но и о бытовых «мелочах».

Наш ответ США

АПЛ «Дмитрий Донской» - корабль уникальный. Заложен он был ещё в 1976 году, в строй АПЛ вступила в декабре 1982 года. ТК-208 (проект 941 «Акула», по классификации НАТО «Тайфун») — это был ответ Советского Союза на американскую программу по созданию ракетоносцев типа «Огайо». Чтобы разместить на АПЛ необходимое количество межконтинентальных ракет, конструкторы решили использовать конструкцию типа «катамаран»: внутри лёгкого корпуса в горизонтальной плоскости параллельно друг другу расположены два раздельных прочных корпуса (диаметр каждого - 7,2 метра). Резко увеличилось водоизмещение корабля, но появились и преимущества. Такая конструкция позволила повысить живучесть корабля, улучшить взрыво- и пожаробезопасность. Благодаря такому техническому решению даже при затоплении всех девяти отсеков одного прочного корпуса лодка способна всплыть на поверхность. Ракетный отсек разработчики проекта расположили между прочными корпусами в передней части корабля. У основания рубки - две всплывающие спасательные камеры, которые способны вместить весь экипаж ПЛ. АПЛ дважды проходила модернизацию на Севмаше.

ТК-208 может нести 20 межконтинентальных баллистических ракет и 22 торпеды, которые могут быть использованы для самообороны. Корабль предназначен для несения службы в Арктике, он способен и проводил всплытия, проламывая лёд толщиной более двух метров.

Почти что город

По сути АПЛ «Дмитрий Донской» - это плавучий город, автономность которого ограничивается только запасами продовольствия. Предусмотренные проектом 120 суток экипаж ТК-208 в автономке проводил. Даже 30% мощности установленных на корабле энергоблоков (по 190 МВт каждая) хватает на выполнение всех боевых задач. На АПЛ есть установки К-4 (здесь их называют «Катюшами»), которые способны извлекать кислород из забортной воды, есть водоопреснительные установки, при помощи которых из морской воды получают дистиллят. Он используется для технических нужд, но при необходимости в дистиллят можно добавить минерализаторы, и вода станет пригодна для питья.

В целом без происшествий

Экипаж «Дмитрия Донского» - 165 человек, все — военнослужащие по контракту, средний возраст — 36 лет. Сегодня главная задача АПЛ с почти сорокалетней историей — обеспечение испытания новых лодок, что строятся на Севмаше, и новых образцов вооружения. Именно «Дмитрий Донской» проводил испытания межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты «Булава-М». «Дмитрий Донской» в последние два года много времени проводит в море. В 2019 году - 110 суток (с перерывами). На июнь вновь запланировано испытание новых образцов вооружения.

Разумеется, об этой части своей работы подводники говорят немного, ограничиваются общими формулировками.

- Не возникало ли серьёзных проблем в походах?

- Да, слава богу, у нас происшествий серьёзных не было, только рабочие моменты. В целом без происшествий, - также не вдаваясь в подробности, отвечает замкомандира АПЛ «Дмитрий Донской» Павел Ратников.


Замкомандира АПЛ «Дмитрий Донской» Павел Ратников. Фото Оксаны Козицыной

Но есть один поход «Дмитрия Донского», о котором можно рассказать подробно. В 2017 году самая большая в мире АПЛ приняла участие в Главном военно-морском параде на Кронштадтском рейде. Впервые в истории ВМФ России АПЛ совершила надводный переход из Кольского залива в Финский залив через проливы Балтийского моря и обратно.

Подготовка к этому переходу началась ещё за несколько месяцев до парада. Боевые расчёты проходили обучение в учебных центрах Обнинска и Петербурга, готовился корабль, проверялась и перепроверялась работа всех систем. Из Североморска в Кронштадт «Дмитрий Донской» шёл в сопровождении флагмана Северного флота крейсера «Пётр Великий» и буксира-спасателя «Николай Чикер». Длился переход десять суток.

- Много было разговоров, что осадка у корабля большая, что он не зайдёт в Балтийское море. Но всё было подготовлено к нашему переходу, проводились серьёзные подготовительные мероприятия, в том числе промеры глубин. Во многих местах было по несколько десятков сантиметров под килем, но всё это было проверено, никаких навигационных аварий у нас не было. Участвовали главный штурман Северного флота, главный штурман ВМФ, - рассказал участник того знаменитого перехода - командир электромеханической боевой части АПЛ «Дмитрий Донской» Олег Черноусов.


Командир электромеханической боевой части АПЛ «Дмитрий Донской» Олег Черноусов. Фото Оксаны Козицыной.

А ещё Олег Витальевич рассказал о том повышенном внимании, которое чувствовал экипаж на протяжении всего перехода. За российскими кораблями наблюдали и военно-морские, и военно-воздушные силы НАТО, сопровождая «Дмитрия Донского» и «Петра Великого» вдоль своих границ. Кроме того было и немало просто любопытствующих гражданских на яхтах, на моторных лодках. Были случаи, когда, гонясь за удачным кадром, некоторые из них вставали прямо по курсу АПЛ, тогда экипаж «Петра Великого» маневрировал, оттесняя любопытствующих в сторону.

Вся хроника тех событий сохранилась над пультом управления главной энергетической установкой. Здесь расположилась лента с небольшими листочками и флагами государств, мимо которых проходил «Дмитрий Донской». На листках с точностью до минуты зафиксировано, когда АПЛ впервые вошла в Балтийское море, когда состоялся проход под знаменитым датским мостом Большой Бельт, когда подводники вошли в Финский залив... Здесь отмечено, когда на корабле были проверяющие. А вот у даты 9 июня 2017 года совсем неожиданная запись: «Рыбалка и просто хороший день».

И сауна, и тренажерный зал...

Вахта на АПЛ длится четыре часа. Быт на корабле налажен. Командиры боевых частей живут в каютах по одному человеку, инженеры и офицеры — по два, личный состав - по четыре человека. Есть душевые, сауна, тренажёрный зал, комната отдыха. Про последнюю хочется сказать особо. В помещении установлена видеосистема (хотя сохранился и уже ставший раритетным ламповый телевизор), есть кресла-качалки, комнатные растения и даже аквариум с рыбками. И, кстати, когда мы об эффекте 3D ещё только-только начали узнавать, подводники «Дмитрия Донского» уже давно расслаблялись, сидя перед большим экраном, например с картинами ночного города, слушали шум дождя и шаги прохожих, шлёпающих по лужам, а специальные воздуховоды даже имитировали порывы ветра.

Сегодня, конечно, телевизоры уже не только в комнате отдыха и кают-компании, и любые фильмы можно смотреть с флеш-карты. Но кое-что остаётся и неизменным: существует радиоустановка, которая позволяет и музыку транслировать (на ТК-208, говорят, немало поклонников творчества Розенбаума и любителей русского рока), и доводить до личного состава присылаемые новости, информацию о памятных датах и т. д. Кстати, АПЛ «Дмитрий Донской» знаменита ещё и своей дружбой с музеем-заповедником «Куликово поле», так что на корабле оформлена соответствующая постоянно действующая выставка.

И даже торт

Подводники говорят, что кормят их хорошо. Готовят профессионалы, которые регулярно проходят обучение. Экипаж на «Дмитрии Донском» многонациональный (по словам замполита Павла Ратникова, в экипаже в том числе есть и мусульмане, и буддисты), и кок это учитывает. По норме довольствия в ежедневном рационе моряка должны быть шоколад, красное вино, красная икра или красная рыба.

Праздники подводники тоже отмечают. Даже в море день рождения остаётся днём рождения — с поздравлениями и тортом, который готовит кок. Торт имениннику вручает командир на центральном посту, делается соответствующее объявление по кораблю - минута славы, а потом - опять на вахту.

Будет ли 19-го марта в меню моряков торт, не известно, но торжественное построение и поздравление точно будет, ведь День подводника - это их праздник, праздник смелых и сильных мужчин, чья детская мечта о море стала профессией.


Характеристики ТРПКСН проекта 941*

Длина наибольшая - 172,8 м
Ширина наибольшая - 23,3 м
Средняя осадка - 11,5 м
Предельная глубина погружения - 500 м
Рабочая глубина погружения - 380 м
полная скорость подводного хода - 27 уз.
Надводная скорость - 13 уз.

*Данные приводятся по книге В.Е. Ильина «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник».












Посвящение в подводники. Тот, кого посвящают, должен поцеловать кувалду и выпить забортной воды из плафона


Тренажёрный зал


На «Дмитрии Донском» есть старый ламповый телевизор…


…и современная аппаратура


Сауна


Каюта






На АПЛ есть выставка, которая появилась благодаря дружбе с музеем-заповедником «Куликово поле». Фото Оксаны Козицыной



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100