От harden Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.10.2013 13:58:28 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Про шутки с метацентрической высотой...


http://topwar.ru/2013/10/25/kreysery-gibnut-bez-boya.html

Крейсеры гибнут без боя

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм свинца?

Данный материал является логическим продолжением недавнего обсуждения о мистической «пропаже» статей нагрузки на современных кораблях — http://topwar.ru/33625-pochemu-sovremennye-korabli-tak-slaby.html


Инженерам прошлых поколений удавалось непостижимым образом «втиснуть» в корпус крейсера водоизмещением ≈10 тысяч тонн множество крупнокалиберных орудий в массивных вращающихся башнях, разместить громоздкие машинные отделения с паротурбинными ГЭУ, обеспечить жилые помещения на 900 человек экипажа и при этом прикрыть все важные отсеки и механизмы корабля многосантиметровой стальной броней!

Беда заключается в том, что современным корабелам с трудом хватает тех же 10 тыс. тонн для постройки безбронной «жестянки» с компьютерами и легкими пусковыми установками для ракет. Массогабаритные показатели современного оружия мало похожи на ТТХ башни главного калибра крейсера «М. Горький» (пр.26-бис, 1938 год) — 247 тонн без учета боезапаса, толстых стальных барбетов и механизации артпогребов.

Не менее забавно смотрятся современные компьютеры, антенны и радары на фоне 110-метровых бронепоясов старого корабля (ширина стальных плит — 3,4 метра; толщина — 70 мм). Общая масса брони крейсера «М. Горький» — 1536 тонн!

При этом полное водоизмещение «М. Горького» составляло всего 9700 тонн. Как у современного крейсера или эсминца!

Броня, тяжелое оружие, машинные отделения с котлами на мазуте, «лишние» 360 тонн топлива… всё это исчезло. Экипаж сократился в три раза. Но отчего же водоизмещение современных кораблей осталось на прежнем уровне?

Парадокс имеет ряд простых объяснений:

1. Шутки с метацентрической высотой и остойчивостью не прошли даром. Антенны современных РЛС довольно легковесны, по сравнению с броней крейсеров военных лет, но взгляните, где расположены антенные устройства — на крышах надстроек и вершинах мачт! В действие вступает «правило рычага» — во избежание опрокидывания и сохранения значения метацентрической высоты в нормальных пределах, приходится добавлять сотни тонн балласта в подводной части корабля.

2. Блоки электроники весят мало, но для их размещения требуется много свободного пространства. Сюда уже не поставить «Томагавки» и не залить тонны топлива. Внутренние отсеки «распухают» в размерах — конструкторы «выдавливают» их в огромные надстройки. По сравнению с их славными предшественниками, современные крейсеры имеют менее плотную компоновку, но бОльшие габариты — в результате, из-под их днища выплескивается аналогичное кол-во воды («Если тело бросить в воду, не потонет оно сроду», — говаривал грек Архимед).

Кроме того, громоздкие надстройки обладают большой парусностью, что также негативно сказывается на остойчивости — приходится компенсировать их влияние очередной порцией балласта (залитым свинцом и блоками обедненного урана вдоль киля корабля).

И далее - по ссылке...



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100