От Перископ Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.03.2006 16:44:14 Найти в дереве
Рубрики Администратору; WWI; WWII; Современность; Версия для печати

Статья вице-адмирала А.В. Конева о 26 дипл

Страницы истории 26 дивизии подводных лодок ТОФ.

Начало летописи 26 Дивизии атомных подводных лодок было положено 30 декабря 1959 года, формированием 423 отдельного дивизиона подводных лодок с дислокацией в бухте Павловского. Командиром дивизиона, а затем 9-й отдельной бригады подводных лодок, развернутой 30 апреля 1960 года, был назначен капитан 1 ранга Прыгунков Николай Петрович.
В 4 брпл ТОФ во Владивостоке, будущий командир бригады, а пока еще командир дивизиона, формирует управление 423 отдельного дивизиона подводных лодок.
Анатолию Александровичу Дерикоту он предлагает возглавить береговую базу будущей бригады подводных лодок. По его воспоминаниям Н. Прыгунков в бригаде, собирает народ, ездит в поселок Промысловку к командиру военно-морской базы, там ищет людей, узнает, как идут дела со строительством пункта базирования подводных лодок в бухте Павловск.
В то время там был рыбный завод, на береговой черте, были вкопаны большие бетонные чаны для засолки рыбы, возле будущего штаба дивизии находилась небольшая школа, рядом почтовое отделение. Типичный рыбачий поселок был небольшой, барачного типа. Рыбаки ловили рыбу, тут же и разделывали ее.
В 1957 – 1958 году в Павловск бросили строителей и они начали масштабное строительство. Сначала вырисовался контур пирсовой зоны, затем заложили компрессорную станцию, помещения СРБ. В первых построенных казармах поселили семьи офицеров строителей. Негде было им жить, не так все просто было в начале. Штаб соединения строили по эскизам Н. Прыгункова, командовавшего к тому времени уже бригадой.
Все ждали прибытия первой атомной подводной лодки «К-45», завершающей строительство на Амурском судостроительном заводе в городе Комсомольске-на-Амуре.
25 сентября 1960 года караван судов в составе буксиров и плавучего дока с подводной лодкой на борту покинул акваторию завода и вышел на просторы Амура. На переходе по реке Амур и Амурскому лиману на лодке не прекращались работы по устранению замечаний, выявленных на комплексных испытаниях. Через четыре дня в бухте Чихачева в Татарском проливе «К-45» вышла из дока на воду и после ввода в действие реакторов начала самостоятельное движение в Приморье. На борту находился академик Анатолий Петрович Александров, основатель и создатель атомного флота Советского Союза.
Сложные, напряженные дни ожидания завершения строительства подводной лодки, выхода из завода, позади. Пройдя в надводном положении, за двое суток 726 миль, в 00часов 13 минут 2 октября 1960 года подводная лодка стала на рейде у бухты Павловского, а утром, ошвартовалась к четвертому пирсу. 2 и 3 пирсы строились, был готов первый, бетонный пирс.
В то октябрьское утро 1960 года подводную лодку в бухте Павловского встречало командование 9 отдельной бригады во главе с капитаном 1 ранга Прыгунковым Николаем Петровичем. Начальником штаба бригады был назначенный после академии капитан 1 ранга Корбан Владимир Яковлевич, заместитель командира бригады по политической части капитан 3 ранга Мухин Константин Никандрович.
К прибытию «К-45» были выстроены 2 казармы, штаб, помещения СРБ, компрессорная, котельная, столовая, склады на технической территории. Для обеспечения проживания экипажей подводных лодок в состав дивизии были включены плавбазы «Бахмут» и «Аяхта», последняя в мае 1962 года была передана в состав 6 ЭскПЛ, ей на смену пришла плавбаза «Евгений Осипов».
Экипаж подводной лодки разместился на плавбазе «Бахмут», казарма для подводников еще была не готова к заселению.
Академик А. Александров, вместе со своим помощником тогда еще молодым Велиховым принимали зачеты у управленцев корабля. Происходило это в штабе дивизии, в тактическом кабинете, куда прибывали офицеры для сдачи зачетов. Все было впервые, много неизведанного в управлении реактором, как он себя будет вести при эксплуатации в различных нештатных ситуациях никто не знал, поэтому и отношение к управлению им было очень серьезное.
9 отдельная бригада подводных лодок на своих плечах вынесшая всю тяжесть завершения испытаний подводной лодки «К-45», в июле 1961года заслуженно превратилась в 26 дивизию подводных лодок во главе с новым командиром контр-адмиралом Ивановым Юрием Васильевичем.
Интересна судьба этого заслуженного подводника. В Великую Отечественную войну он был штурманом на подводной лодке «С-56», воевал на севере под командованием Григория Ивановича Щедрина. В дальнейшем вернулся на родной Тихоокеанский флот, стал командиром подводной лодки, командовал 124 бригадой подводных лодок в бухте Конюшкова. В конце 50-х годов его отправили командовать 90-й бригадой подводных лодок в бухту Постовую в заливе Советская Гавань.
На 26 дивизии Юрий Васильевич проявил себя как исключительно грамотный руководитель, с широким кругозором и хорошей тактической подготовкой. Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков заприметил толкового командира соединения и в 1965 году забрал его в Главный штаб ВМФ начальником разведывательного управления.
Вот как вспоминает о нем капитан 1 ранга Заводский Иван Александрович, служивший в конце Великой Отечественной войны механиком на подводной лодке «С-16» Северного флота, ставший впоследствии начальником технического управления Северного флота, на долю которого пришлось вводить первое поколение атомоходов в строй:
«Юрий Васильевич Иванов. Умнейшая голова! Ростом под сто девяносто пять сантиметров, взгляд прощупывающий, спокойный в самой сложнейшей обстановке. Однажды, идя под водой на глубине сорок метров, услышали удар о скалу или о дно в носовой части, затем — идем как железом по камням. Из боевой рубки по трапу спускается командир командует: «стоп оба электромотора». Все исполнили, остановились. Осмотрелись в отсеках, особенно в носу. Все в порядке. Через десять минут командир приказывает: «Записать в вахтенный журнал — легли на грунт». Записали. Потом тихонько подвсплыли, дали ход электродвигателями и продолжили свой путь. Я что-то не понял вначале, чуть позже мне командир на ушко говорит: «А знаете, почему я так поступил,? А потому, что касание грунта, что вы и ощущали и от чего уходили, есть чрезвычайное происшествие по правилам кораблевождения, а покладка на грунт, как вы знаете, есть маневр. За чрезвычайное происшествие надо по всей строгости законов соответственно писать объяснения в пяти экземплярах, за тем разбирательством может быть наказание, а покладка на грунт — наш с вами маневр, разрешенный всеми правилами». Ну, думаю, сама мудрость наш командир. Не зря его в Мексику потом отправили, после чего стали кликать «мексиканцем». Наверное не зря он и стал начальником всей военно-морской разведки.
На смену ему, командовать 26 дивизией подводных лодок, пришел капитан 1 ранга Корбан Владимир Яковлевич, с должности командира 124 бригады подводных лодок, базировавшейся в бухте Конюшкова. Это был человек другого склада характера, темперамента, требовательности. Нетерпимо относился к недостаткам, был строг, крут на расправу. Прокомандовав дивизией до 1970 года, сумел наладить быт подводников, вывел военный городок и гарнизон в число образцово показательных. Жизнь заставляла это делать, хотя подводники и сопротивлялись работать в качестве дворников и строителей, но других не было, а дивизию часто посещало высшее командование и первые лица страны. Надо было держать марку флота. В дальнейшем, став помощником командующего флотом, занимался поддержанием порядка и организацией службы в масштабах всего флота.
А 26 дивизия подводных лодок, пополнялась новыми кораблями, через месяц, в ноябре 1960 года в Павловск прибыла подводная лодка
«К-59», которой командовал капитан 2 ранга Ганрио Аркадий Викторович.
В 1961году в дивизию прибывают подводные лодки «К-66» и «К-122», в ноябре 1962 года «К-151», завершившая серию из 5-ти подводных лодок 659 проекта, вооруженных крылатыми ракетами «П-5» для стрельбы по берегу.
Начало освоения дивизией ракетных подводных лодок вооруженных крылатыми ракетами «П-6» для уничтожения корабельных группировок противника положила подводная лодка «К-175» 675 проекта под командованием кап 2 ранга А.Н. Карпенко прибывшая в ноябре 1962 года.
В дальнейшем последовательно в состав дивизии вошли подводные лодки «К-31» в июне 1963 года, «К-184» в апреле 1964 года, «К-56» в апреле 1965 года, «К-57», «К-189» и «К-48» соответственно в августе и декабре 1965 года, «К-10» в октябре 1966 года, сразу 4 подводных лодки прибыли в 1967 году: «К-94» в январе, «К-108» в апреле, «К-7» в октябре и «К-23» в декабре. Завершила серию из 13 подводных лодок «К-34», прибывшая в ноябре 1968 года. Командовал ею кап 2 ранга Ленислав Филиппович Сучков, трагически погибший через 5 лет на подводной лодке «К-56».
Первое десятилетие (1960 – 1970г.) освоения 26 дивизией подводных лодок первого поколения было характерно первыми выходами в боевые походы, испытанием техники и оружия в условиях как низких температур так и проверки работы ГЭУ в условиях тропиков.
Если Северный флот первым начал осваивать атомные подводные лодки, то пальма первенства в несении боевой службы принадлежит Тихоокеанскому флоту и конкретно 26 дивизии подводных лодок.
В июне 1962 года подводная лодка «К-59», впервые на Тихоокеанском флоте (из атомоходов) пошла в автономный поход. Только через месяц рискнула прорваться, и успешно, к Северному полюсу
«К-3». В первые же боевые походы на севере лодки пошли в 1963 году. Это «К-133» к экватору, и ракетные подводные лодки «К-16» и
«К-40».
Походу «К-59» уделялось особое внимание, необходимо было проверить, как поведет себя техника в океане, в длительном походе. Провожать лодку прибыл Командующий флотом адмирал Фокин Виталий Алексеевич, старшим на борту пошел командир 26 дивизии контр-адмирал Иванов Юрий Васильевич. Как я уже сказал, во многом поход был испытательным, при возникновении какой – либо нештатной ситуации комдив лично разбирался в ее причинах. Прибывал в отсек, беседовал с матросами, старшинами, на месте выяснял, что же произошло.
В походе потек парогенератор, повысилась газовая активность в реакторном и смежных отсеках. Что делать, возвращаться, не выполнив боевую задачу или продолжить плавание? Командир дивизии собрал весь свободный от вахты офицерский состав в кают-компании и сказал, я хочу заслушать ваши предложения, начнем с самого младшего. Все офицеры от командира группы до командира корабля были единодушны, продолжить плавание. Отсекли текущий парогенератор и поход продолжался, поставленные задачи были выполнены. Старшим помощником был капитан 2 ранга Багдасарян Борис Суренович, командиром электромеханической боевой части капитан 2 ранга Никитин Виктор Михайлович, командиром электротехнического дивизиона капитан 3 ранга Здоровенин Мстислав Олегович.
По итогам автономного похода экипаж был награжден, командир и механик получили ордена Ленина, старпом и замполит ордена Красной Звезды командир электротехнического дивизиона получил медаль
«За Боевые Заслуги». Этим же Указом за освоение новой техники орденами «Красной Звезды» были награждены командир подводной лодки «К-45» капитан 2 ранга Белашев Виктор Григорьевич и командир электромеханической боевой части капитан 2 ранга Бригида Иван Ефимович.
После автономного похода командир ПЛ «К-59» кап 2 ранга
Ганрио А.В. был назначен заместителем командира 26 дивизии подводных лодок. Новым командиром подводной лодки «К-59» стал старпом капитан 2 ранга Багдасарян Б.С. В последствии он командовал подводной лодкой «К-108», известной своим столкновением в 1970 году в Авачинском заливе с американской подводной лодкой «Тотог». В дальнейшем служил старшим офицером в управлении боевой подготовки ВМФ.
Следующий поход состоялся через год. 1.9.1963 года «К-151» под командованием кап 2 ранга Василенко И.В. вышла из бухты Павловского. Задача стояла проверить работу реактора в условиях повышенной температуры в тропических водах. Проверить как будут вести себя холодильная машина, системы охлаждения забортной водой. Выход осуществлялся на одном борту. Второй реактор не вводился в действие, экономили ресурс ГЭУ. Развертывание подводной лодки проводилось через пролив Лаперуза, Охотское море, пролив Буссоль в Тихий океан. Форсировав пролив Буссоль, лодка легла на курс 180 градусов и устремилась к экватору. Штурманом на борту был Василий Иванович Терентьев.
23.10.1963 года в районе острова Маркус произошла загазованность реакторного отсека из-за течи 2-х секций парогенераторов. Их отсекли, ввели в действие ГЭУ другого борта. повторилась ситуация как и с «К-59» в предыдущем походе. Всплывать командир не решился вблизи баз ВМС США, тем более, что на слуху у всех был Карибский кризис, холодная война набирала обороты.
Воздух размешали между отсеками (тем самым загазовали и остальные). Облучение получил практически весь личный состав. Обратный курс был уже не в бухту Павловск, а к новому месту базирования, на Камчатку. Обойдя Гавайские острова, оторвавшись на достаточное расстояние от баз американцев, подводная лодка всплыла, провентилировала отсеки и пошла дальше в Берингово море для проверки подводной лодки теперь уже в условиях низких температур.
На завершающем этапе похода из района Берингова моря произвели практическую ракетную стрельбу по береговой цели ракетой «П-5». Причем, как вспоминал штурман В. Терентьев, обеспечивающий подводную лодку максимально точными координатами местонахождения в море, стрельба была успешной, отклонение ракеты от точки прицеливания было в пределах допуска.
6 ноября 1963 года, Камчатка встречала лодку, прибывающую в состав 45 дивизии подводных лодок
Новое десятилетие (70-х годов) было ознаменовано качественно новым прорывом в подводном кораблестроении.
В январе 1970 года в 26 дивизию прибывает первая атомная подводная лодка 667-А проекта «К-399» под командованием капитана 2 ранга Катышева Андрея Павловича, в последствии Героя Советского Союза.
Начинается новый этап в истории 26 дивизии, этап освоения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Хоть и был он недолгим в свои временных рамках, подводные лодки стали в дальнейшем передавать в 8 дивизию на Камчатку, но заложил основы подготовки в будущем следующей серии РПКСН 667-Б проекта.
История дивизии продолжалась. Находясь в географически удобном месте базирования, в подбрюшье Приморья, рядом заводы, штаб флота, которому она подчинялась, дивизия, наряду с выполнением своих основных задач, становится основным пунктом окончательной подготовки и передачи на Камчатку строящихся подводных лодок. Достаточно сказать, что через нее прошли практически все атомные подводные лодки строившиеся в Комсомольске на Амуре.
В дальнейшем уже с Камчатки начали прибывать подводные лодки на ремонт в Приморье и многие из них не миновали Павловск.
Нагрузка на штаб дивизии на его офицеров, этих скромных тружеников моря, была очень большой и они с честью несли ее на своих плечах.
С момента своего создания 26 дивизия живет напряженной боевой жизнью, бурное развития атомного флота в полной мере испытала на себе.
Достаточно вспомнить противостояние группировки из 5-ти наших подводных лодок против сил 7-го флота США в Южно-Китайском море в мае 1972 года, куда по тревоге ушло 4 лодки дивизии «К-7», «К-45», «К-57» и «К-184» а также «К-189» из 10-й дивизии.
Тогда мы впервые показали, что на Тихоокеанском флоте создана группировка атомных подводных лодок, способная в короткие сроки развернуться в любой район Тихого океана для отстаивания интересов своей страны.
Если вспомнить историю противостояния против США, то 10 лет до этого, в период Карибского кризиса в 1962 году 4 дизельные лодки СФ
641 проекта были фактически брошены в Саргассовом море на расправу противолодочным силам США. Атомные же подводные лодки СФ в составе также 5-ти единиц вышли в Атлантику только через 15 лет после 26дивизии подводных лодок, произошло это в 1987 году в ходе проведения учения «Атрина», в котором участвовало 5 лодок 33 ДПЛ из Гаджиева.
Впереди было еще долгих 40 лет (в августе 2000 года переформирована в бригаду подводных лодок) служения Родине, противостояния военно-морским силам вероятного противника на Тихом океане. За период существования дивизии экипажами ПЛА были успешно выполнены более 320 боевых дежурств и боевых служб.
Славная 26 дивизия воспитала целое поколение подводников, замечательных людей, преданных своей Отчизне, мужественно исполнявших свой воинский долг. Более 600 моряков подводников соединения были удостоены высоких правительственных наград за мужество и воинскую доблесть при выполнении задач по защите Отечества.
Всех просто невозможно перечислить, но о тех, кто командовал дивизией, вспомним:
1. капитан 1 ранга ПРЫГУНКОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ – командуя дивизионом, в дальнейшем бригадой подводных лодок, заложил фундамент в создаваемую дивизию, был ее первым начальником штаба.
2. вице - адмирал ИВАНОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – будущий главный разведчик военно-морского флота, руководил непосредственно первой боевой службой на борту подводной лодки «К-59».
3. контр - адмирал КОРБАН ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ – впоследствии заместитель командующего Тихоокеанским флотом – начальник управления боевой подготовки, трагически погиб 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе.
4. контр-адмирал ВЕРЕНИКИН ИГОРЬ ИВАНОВИЧ, находясь в отставке, умер 25 мая 2001 года, собираясь на последний звонок в среднюю школу № 86 города Ульяновска, где его ждали, не выдержало сердце.
5. контр-адмирал КАТЫШЕВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ – в последствии руководил акванавтами, стал Героем Советского Союза. Проживает в Москве, и как настоящий подводник родился 19 марта 1930 года.
6. адмирал ХВАТОВ ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - ставший командующим Тихоокеанским флотом.
7. контр-адмирал ПИРОЖКОВ РЕМИР ИВАНОВИЧ – трагически погиб в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года.
8. вице-адмирал ШУМАНИН ЮРИЙ ИВАНОВИЧ – командуя Камчатской флотилией разнородных сил, трагически погиб в автокатастрофе 7 мая 1993 года.
9. капитан 1 ранга САМОЙЛОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ – командовал дивизией в 1981 году.
10. контр-адмирал БЕЛОУСОВ АЛЕКСЕЙ АРСЕНТЬЕВИЧ – в дальнейшем стал начальником ТОВВМУ им С.О. Макарова, в настоящее время проректор ДВГТУ.
11. вице-адмирал Кожевников ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ –командовал 4 флотилией подводных лодок ТОФ, руководил ТОВВМУ им. С.О. Макарова, продолжает обучать курсантов тактике морского боя.
12. контр-адмирал ГЕРМАНОВ НИКОЛАЙ НИКИТОВИЧ – проживает в г. Владивостоке.
13. контр- адмирал ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ –безвременно ушел из жизни, не выдержало нагрузок сердце.
14. вице адмирал КОНДАКОВ ВАСИЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ – в настоящее время заместитель командующего Черноморским флотом.
15. контр-адмирал РЕБЕНОК ЮРИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ – при его командовании дивизия была расформирована, в настоящее время командует учебным центром подводников в городе Обнинске. Надеемся не расформирует.
В заключении, скажу, пройдет еще много времени, прежде чем появятся новые формы и способы ведения вооруженной борьбы на море и противостояние под водой потеряет смысл.
Но в истории цивилизации останется след необычной и зачастую трагической судьбы подводников.
За прошедшую сотню лет, сотни подводных лодок нашли свое последнее пристанище на дне морей и океанов.
Созданные плавать под водой, они там и остались навечно. И какой бы урон человечеству они не принесли, потомки будут помнить о своих родных и близких покоящихся в металлических корпусах подводных лодок.
Вице-адмирал А. Конев
2006.03.13.

Просьба, если кто знает что-либо о 26 дипл, то напишите мне лично или на Форум !
Или, кто служил в 26 дипл, каких командиров знал или других офицеров ?
С уважением, Берзин




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100